Выставка «Морской калейдоскоп» музея Фелицына рассказывает обо всём, что связано с морями и океанами, в том числе и с подводным флотом России.
В витрине можно рассмотреть две модели современных субмарин и рисунок первой подводной лодки Российской Империи. О ней мы сегодня и расскажем более подробно.
В начале XX века подводные лодки стали неотъемлемой частью вооруженных сил многих стран, имеющих выход к морю. У России была возможность обзавестись подводным флотом почти на 200 лет раньше. Подводная лодка могла стать чудо-оружием России, что бы обеспечило её господство в Балтийском море ещё в XVIII веке.
Автором идеи создания «потаённого судна» был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов, живший в начале XVIII века. Он не умел читать и писать, но обладал большими способностями в кораблестроении. Свои предложения по строительству подводного судна он просил написать грамотных людей и отправлял царю Петру I. В 1719 г. царь заинтересовался проектом и пригласил Никонова на беседу. Ефим был назначен «мастером потаённых судов».
Небольшое судно по образу спроектированного прошло испытания уже в 1720 году, через 13 месяцев после начала работ. На нём было совершено два погружения. После второго всплыть не удалось, и судно поднимали тросами при личном участии Петра I. Несмотря на неудачное второе погружение, всё же было решено сделать полноценное судно.
Готово оно было в 1724 году. Писарь при написании бумаг совершил ошибку: вместо «Модель» написал «Морель». Под этим названием «потаённое судно» Никонова и вошло в историю. Оно представляло собой большую деревянную бочку длиной 6 м и высотой – 2 м, вооружённую огнемётами и вмещающую не более 5 человек. В бочке имелись люк, руль, 2 весла, «иллюминатор» и трубка, выходящая на поверхность для поступления свежего воздуха. Планировалось, что водолаз будет под водой выбираться наружу через воздушный шлюз и наносить повреждения вражескому судну, для чего Никоновым был разработан «водолазный костюм».
Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством мелких отверстий, которые монтировались в днище лодки. При подъёме вода через отверстия в пластинах удалялась за борт с помощью поршневой помпы.
Испытания весной 1724 года также закончились неудачей. Тем не менее, император приказал продолжать работы. Вскоре монарх скончался. После смерти могущественного покровителя и неудачного испытания лодки в 1727 году Никонову урезали финансирование, и он был разжалован в плотники, а затем отправлен на верфь в Астрахань.
Модель судна в полную величину сейчас можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга – в г. Сестрорецке на северном берегу Финского залива. Современные исследователи считают, что спроектированное Е.П. Никоновым подводное судно по техническим решениям является прообразом современной подводной лодки. Первая в мире субмарина проекта «Минога» была спущена на воду в Российской Империи в Санкт-Петербурге 1 октября 1908 г. Так что России пришлось ждать появления собственного подводного флота почти два столетия.
Добро пожаловать на выставку «Морской калейдоскоп»! Экспозиция также расскажет о научных исследованиях мирового океана, его обитателях, поднимет тему использования человеком морских ресурсов.
Напоминаем, если вам от 14 до 22 лет, посетить выставку можно по Пушкинской карте. Приобрести билет можно как в кассе музея Фелицына, так и онлайн на нашем сайте felicina.ru, не выходя из дома.
Ждём вас по адресу: г. Краснодар, ул. Гимназическая, 67.