Краснодар

Гимназическая 67

В музее Фелицына состоялась встреча с Лидией Тимофеевной Хямеляниной

В дни 76-летия снятия блокады Ленинграда в рамках Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына прошла встреча с жительницей блокадного Ленинграда, председателем городской организации «Защитники и жители блокадного Ленинграда», членом Союза писателей России Лидией Тимофеевной Хямеляниной.

Студенты Краснодарского технического колледжа услышали ее трогательный рассказ в стихах о детстве во время блокады, об истинных ценностях, о том, что помогло ей и другим ленинградцам выжить.

Ее блокадное детство началось 8 сентября 41-го.  В осажденном городе она, семилетняя девочка, осталась с мамой вдвоем. Отец, как только началась война, добровольно взял в руки оружие.

“До сих пор в моей памяти – рассказывает Лидия Тимофеевна – как мы с мамой бежим под обстрелами, сверху падают бомбы, летят осколки стекол, падают раненые и убитые. Мы пробегаем мимо лежащей на мостовой окровавленной женщины, а рядом плачут двое малышей. И я впервые понимаю, что мою маму и меня могут убить… Детство, такое безоблачное и светлое, закончилось с первой бомбежкой”.

Позже она узнает, что в этот день на город сбросили более трех тысяч бомб.

Голод, холод, отсутствие воды и света. В декабре суточная норма хлеба для стариков и детей составила 125 граммов.

“Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только ни клали.

Не дни мы голодали, а года,

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали”, – позже напишет в своих стихах Людмила Тимофеевна.

Мама маленькой Лиды пошла работать в госпиталь. Иногда она брала ее с собой.

“Я ходила по палатам, пела раненым песни, – вспоминает поэтесса. – Мне было очень жаль искалеченных войной людей. Всегда хотелось сделать для них что-то доброе. Я  поправляла одеяла, поила водой, помогала скручивать выглаженные бинты. Ночевать приходилось на топчане под лестницей, но я чувствовала себя счастливой даже в такие страшные дни, ведь рядом была мама”.

А потом был детский дом…Картины умирающих детей до сих пор перед глазами. Лидия Тимофеевна вспомнила, как однажды ее навестил дядя Андрей. Ему было 18. Парень ушел на фронт добровольцем и  погиб в 1943-м под Всеволжском.

“Он принес хлеб и шоколад. Я кричала: «Мне, мне!», а он угощал и других детей. Мне было жалко, хотела все съесть сама. Помню, Андрей сказал мудрые слова: «Лида, эти дети тоже хотят жить. Надо делиться». С той поры во мне на всю жизнь осталась потребность делиться с другими. Особенно с теми, кто нуждается. У всех блокадных детдомовцев есть эта черта”.

Обращаясь к молодежи со словами напутствия, Лидия Тимофеевна попросила их с благодарностью относиться к своим родителям и учителям, много трудиться  и помнить, какой ценой досталась победа тем, кто сражался за Родину, не жалея жизни.

Генеральный директор музея Фелицына Игорь Николаевич Победа выразил гостье встречи слова благодарности и пожелал всем присутствующим помнить свою историю и всегда оставаться преданным своему Отечеству: “Эта война пришла внезапно и затронула каждый дом, она принесла боль и страдания в каждую семью. Но мы выстояли, несмотря на все беды и трудности, мы победили”!

Встреча продолжилась экскурсией в зале экспозиции «Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.», где ребята познакомились с  экспонатами  из фондов музея-заповедника, вошедшими в выставку «Ленинград. Блокада. Подвиг».

В завершение каждый участник получил симоволический памятный сувенир – точную копию карточек на хлеб, ставших символом блокадного Ленинграда.