Краснодарский государственный историко-археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына является одним из центров изучения материальной и духовной культуры. В фондах музея – заповедника хранятся и экспонируются предметы, непосредственно связанные с этнографией. Эти предметы сформированы в отдельные коллекции. Среди этнографических коллекций можно выделить следующие: «Дерево», «Керамика», «Ткани».
Коллекция «Фотографии» не относится непосредственно к этнографической, но в данной коллекции представлены комплексы фотографий, на которых изображен казачий быт, праздники, обряды, то есть на основании этих фотоизображений можно почерпнуть информацию, касающуюся материальной и духовной культуры населения Российской империи второй половины XIX – нач. ХХ вв.. Комплектование фондов предметами этнографии началось еще в дореволюционный период. В основном это деревянная и керамическая посуда: глиняные кувшины для вина, деревянные ковши, миски, ступы. На этих предметах сохранились инвентарные номера Войскового музея. Окончательно сформированы этнографические коллекции в музейном собрании были в 60 – 80-е гг. ХХ в..
На базе музея организовывались этнографические экспедиции по районам Краснодарского края, в задачу которых входила работа с населением станиц и хуторов, с целью передачи последними предметов этнографии в музейное собрание.
Среди научных сотрудников, принимавших участие в этнографических экспедициях необходимо упомянуть следующие имена: Корсакова Н.А. Хут, Н.Ч., Киселев А.А., Мазеин В.А. и многие другие.
Большую часть предметов, переданных жителями Краснодара и края составляли элементы традиционной казачьей и адыгской одежды (черкески, рубахи, юбки, шлычки, шали, рушники, настольники), деревянная и керамическая посуда (макитры, глэчики, горшки, махотки, маслобойки, сита, салотолки и т д.), орудия труда (ткацкие станки, прялки, гребни, гончарные круги, грабли, вилы и т д.) народные музыкальные инструменты (пхачич, керамические барабаны, домра).
Предметы этнографии помимо экспонирования на выставках и лекциях используются фольклористами для восстановления обрядов и праздников, которые являлись неотъемлемой частью повседневной жизни наших предков. Костюмеры коллективов, исполняющих казачьи песни изучают мужской и женский казачьи костюмы, для воссоздания на сцене внешнего образа кубанского казачества XIX в..
Сообщение подготовлено по коллекциям фонда «Дерево», «Керамика», «Ткани», и по материалам выставки «На рубежах государства Российского» старшим научным сотрудником отдела хранения фондов Перерва И.В.