Краснодар

Гимназическая 67

125 лет со дня рождения отечественного драматурга Евгения Львовича Шварца (1896 – 1958)

– А кто у Вас муж?

– Волшебник.

– Предупреждать надо.

   9 октября (21)  исполняется 125 лет со дня рождения отечественного драматурга Евгения Львовича Шварца (1896 – 1958).

Не одно поколение выросло на его сказках и пьесах «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо»… Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Какое сказочное свинство!».

Детские и юношеские годы, Евгения Львовича  тесно были связаны с нашим городом Екатеринодаром, где проживала семья отца. Его дед Берка Шварц имел небольшой мебельный магазинчик, из мещан. В Майкопе Женя  окончил реальное училище (ныне 5 я гимназия) по улице Пушкина,173. Эти годы он всегда вспоминал с особой любовью и теплотой. Именно «майкопская» юность привнесла в произведения Шварца какую-то неуловимую ностальгию.  Здесь, на Кавказе, имеющем самобытную культуру с массой легенд, сказаний, он учился создавать собственные истории. С раннего детства он признавал только те, выдуманные истории, которые имели счастливый финал и  наотрез отказывался дочитывать книжку, заподозрив, что она может кончиться грустно. Впервые слушая про Дюймовочку, он с ужасным криком заткнул себе уши и не дал маме дочитать, потому что слишком боялся плохого конца.

В его жизни был период, когда он решил, что должен стать юристом и в 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, пополнив список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

По воспоминаниям его друзей, именно дети угадывали в нём доброго волшебника. Они ходили за ним толпой. Он мог бы, как сказочный крысолов, повести их куда угодно. Но он не был злым крысоловом. Он был действительно добрым волшебником, который воевал только с людоедами, ведьмами и чертями.

Шварц при жизни почти не имел врагов, не был репрессирован, зато имел славу, а ведь в его жизни до сих пор многое не прозрачно и загадочно… Есть не лишённые оснований предположения,  что  революционные события застали Шварца в Екатеринодаре, где он поступил в Добровольческую армию, участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При взятии Екатеринодара получил контузию, с последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.

Разве его жизнь, нельзя считать настоящим советским «обыкновенным чудом», случившимся с необыкновенным и очень советским писателем?