Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

150 лет со дня утверждения проекта условий на учреждение пароходства по реке Кубани (1871). Русское общество пароходства и торговли основанное в 1861 г. приступило к регулярному пассажирскому сообщению и буксировке по реке Кубань

Начало создания пароходства на Кубани относится к концу 50-х гг. XIX в, когда впервые были проведены подробные исследования реки Кубань, показавшие возможность судоходства на значительные расстояния вверх по реке.

Первый пароход на реке Кубань появился в 1859 г.. Построен он был в Англии в 1858 г. по заказу Кубанского войска. 16 марта 1859 г. войсковой пароход, собранный на месте, отошел в свой первый рейс по Кубани до станицы Тифлисской  (750 верст от устья). Первый рейс прошел с полным успехом. 19 марта пароход прибыл в Екатеринодар, 29 числа в Усть-Лабу и 2 апреля возвратился в станицу Тифлисскую, а откуда уже, 4 апреля, направился вниз по Кубани. Но работы для этого парохода на реке Кубань почти не было «за отсутствием всякой коммерции и народного движения в этих местах». В мае 1859 г. пароход потерпел аварию и был приведен в Темрюк, где вместе с баржой простоял на приколе до июня 1866 г..

Затем на реке Кубань появился пароход «Розалия», принадлежавший частному лицу, господину Н. Велед. Он открыл фарватер на Кубань через Бугаз.

Черноморское казачье войско не имело возможности организовать и содержать пароходство и приняло решение о передаче его на условиях займа частному предпринимателю – директору-распорядителю Русского общества пароходства и торговли Новосельскому Н.А. (лично).

Указом императора Александра II от 29 июня (10 июля) 1861 г. в г. Темрюке учреждено почтово-пассажирское пароходство Новосельского Н.А., оказавшееся несостоятельным и хозяйственной деятельности не осуществлявшее. После длительной судебной волокиты, в 1865 г. войсковое правление получило возможность открыть торги. В 1866 г. пароход и баржа, находившиеся в аварийном состоянии, были проданы датчанину В. Петерсу на торгах за 6.600 рублей серебром. Войсковое правление выручило при этом едва ли десятую часть сумм, потраченных на приобретение флота.

3(15) февраля 1871 г. было утверждено Положение Кавказского Комитета, объявленное Сенату военным министром «Высочайше утвержденный проект условий на учреждение пароходства по реке Кубани», в котором, в частности, говорилось: «

По ходатайству Его Императорского Высочества главнокомандующего Кавказской Армией о разрешении «Русскому Обществу пароходства торговли»[1] учредить пароходство по  реке Кубани … Кавказский Комитет, вполне одобряя мысль об учреждении правильного буксирного и пассажирского пароходства по реке Кубани, как обещающую по удостоверению Его Императорского Высочества главнокомандующего Кавказской Армией неисчислимую пользу для богатого естественными дарами Прикубанского края и находя условия, на которых «Русское Общество пароходства и торговли» изъявляет готовность принять на себя осуществление означенного предприятия выгодными как для казны, так и для Кубанского казачьего войска».

Флот пароходства состоял из 7 самоходных и 20 несамоходных единиц. Все пароходы, за исключением одного, были товарно-буксирно-пассажирские. Они имели пассажирские помещения, принимали палубный груз и могли буксировать караван баржей. За время своего существования пароходством была обследована вся судоходная часть Кубани.

В 1877 г., в связи с окончанием срока действия лицензии и войной с Турцией, пароходство было ликвидировано.

В период 1878-1900 годов на Кубани постоянно работал паровой самоходный флот, а также несамоходный флот на конной тяге, находившийся в руках множества отдельных предпринимателей.

В 80-е годы XIX в. возникло пароходство Вафиади-Хаджи Дука, долгое время бывшее монополистом на реке Протоке и в низовьях реки Кубани. Самоликвидировалось в 1919 г.

В 1900 г. открыл свое пароходство на Кубани И.Н. Дицман Постепенно пароходство Дицмана вытеснило всех конкурентов и заняло монопольное положение. В 1914 г. Товарищество преобразовано в акционерное общество «Кубанское пароходство». К этому времени на Кубани появились уже 2-х палубные колесные пароходы. Река приобретала все большее значение, как наиболее дешевый вид транспорта. Пароходство связало Кубань со всеми портами Азовского и Черного морей.

В 1903 г., рядом с Товариществом Дицмана, возникло пароходство общества «Котельно-судостроительный, чугуно-литейный механический завод и пароходство В.В. Петрова». В 1913 г. пароходство ликвидировано, имущество куплено Товариществом Дицмана.

По решению МПС от 8 апреля 1906 г. № 144 по представлению Управления внутренних водных путей река Кубань была включена в расписание Кавказского округа путей сообщения; была создана государственная судоходная инспекция, в 1917 г. преобразованная в судоходно-технический участок.

Судоремонтной базой и отстойными пунктами для Кубанского флота были Темрюк и Екатеринодар. В Екатеринодаре находились судоремонтные мастерские.

В 1920 г. частные пароходства были национализированы, большинство пароходов переименовано.

В 1921 г. созданы округа внутренних водных путей, которые просуществовали около 2-х лет и к началу навигации 1923 г. были реорганизованы в Правления речных государственных пароходств. Всего в стране было 9 речных пароходств, в том числе шестым в госреестре было Доно-Кубанское пароходство. В это же время все пароходства были сняты с госбюджета и переведены на полный коммерческий хозрасчет. Пароходствам была предоставлена самостоятельность в проведении всех транспортных операций.

В 1927 г. в бассейне реки Кубань стали проводиться землечерпательные работы, что по праву можно считать началом работ по добыче строительных материалов на реке Кубань. Ранее земснарядов на реке Кубань не было.

В 1933-35 гг. успешно проведена работа по паспортизации флота и водных путей.

К 1940 г. грузооборот Доно-Кубанского пароходства составил 306 млн. ткм, специалистов с высшим образованием было 55 человек. В этот период были организованы школы командного состава, имевшие задачей переподготовку капитанов, штурманов, механиков и других специалистов.

В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, Доно-Кубанское пароходство стало прифронтовым пароходством и его задачей стало непосредственное удовлетворение нужд фронта. На Кубани весь малочисленный флот с открытия навигации доставлял к линии фронта воинские части, оружие, а также эвакуировал раненых. Противник продолжал теснить наши части, и оставленные на Кубани суда, по указанию командования были уничтожены. Попытка спасти лучший Кубанский флот (четыре буксира с баржами и три пассажирских теплохода): провести его морем в один из Кавказских портов – не удалась. Суда в пути подверглись нападению вражеской авиации и были затоплены.

К весне 1943 г. бассейн реки Кубань, за исключением низовьев, был очищен от фашистских захватчиков. 23 февраля, или через 10 дней после освобождения Краснодара, начались перевозки по Кубани. Пристань и судоремонтные мастерские возобновили свою деятельность. Они были реорганизованы в Военно-Восстановительный отряд № 9 (ВВО), который подчинялся Доно-Кубанскому Военно-восстановительному управлению. Речники Доно-Кубанского пароходства доставляли грузы вниз по реке для 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта. К концу мая в распоряжении речников имелось 12 катеров и 14 мелких барж, почти все они были подняты со дна реки и отремонтированы. Эти речные суда приняли участие в Керченско-Эльтигентской десантной операции. Подготовку к ней судов в Темрюке вели рабочие Краснодарских мастерских во главе с директором Труфановым И.П. В конце октября в Темрюк прибыл пароход «Коммунар» и вместе с судами Доно-Кубанского пароходства «Троянский» и мотокатером «Ворошиловский стрелок» участвовали в снабжении десантных войск на Керченском полуострове. Всего за навигацию 1943 г. речники Доно-Кубанского бассейна перевезли 222,4 тыс.тонн различных грузов. За отличное выполнение заданий начальником тыла фронта были объявлены благодарности старшинам катеров Каданец Н.П., Прошечкину Д.Н., шкиперу Погорелову И.И., начальнику Кубанского ВВО Головачеву И.М. и многим другим.

В мае 1945 г. ВВО были реорганизованы в пристань Краснодар, Кубанский технический участок пути, Кубанский участок связи, Кубанский строительный участок.

На основании Постановления СМ СССР № 309-2 от 01.09.1947 г. был организован Кубанский эксплуатационный участок, в который влились все участки.

Постановлением СМ СССР от 18.09.1947 г. № 3092 и решением Краснодарского КИК от 18.09.1947 г. было организовано Управление Кубанского речного пароходства, с подчинением ему всех предприятий речного транспорта Кубани: пристаней, судоремонтных мастерских, технического участка пути, участка связи, стройконторы, ОРСа и пр. Управление Кубанского речного пароходства было подведомственно Главному Управлению по транспортному освоению малых рек при СМ РСФСР. Решением Краснодарского КИК от 12.02.1948 г. (протокол № 7) Управление Кубанского речного пароходства влилось во вновь организованное Управление по транспортному освоению малых рек, с подчинением непосредственно Краснодарскому КИК. В 1953 г. Управление по транспортному освоению малых рек ликвидировано, его функции переданы вновь созданному водному отделу при Управлении дорожного и транспортного хозяйства КИК. В 1954 г. на базе водного отдела было создано Управление речного транспорта при КИК, которое через 2 г. переименовано в Управление по транспортному освоению и эксплуатации малых рек. В августе 1959 г. оно переименовано в Управление Кубанского речного пароходства. В 1960 г. пароходством перевезено 550 тыс.тонн грузов.

В июле 1963 г. пароходство преобразовано в Кубанское линейное пароходство с подчинением Волго-Донскому речному пароходству.

На основании приказа № 13 Минречфлота РСФСР от 25.01.1968 г. Кубанское линейное пароходство реорганизовано в самостоятельное Кубанское речное пароходство.

В 1978 г. по инициативе Краснодарского края было принято совместное Постановление Крайкома КПСС, Крайисполкома и коллегии Минречфлота РСФСР, определяющее задачи Кубанского речного пароходства. В результате реализации этого Постановления, в пароходстве обновлен транспортный флот, получена современная перегрузочная техника, построены причалы с портальными кранами, социальные объекты. В 1990 г. объем перевозок составил 11,4 млн.тонн.

В 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 и распоряжением Госкомимущества РФ № 183-р Кубанское речное пароходство преобразовано в открытое акционерное общество с одноименным названием, зарегистрированное Постановление главы администрации Ленинского района города Краснодара № 224/14 от 21.05.1993 г.

[1] Русское Общество пароходства торговли известно также по аббревиатуре – РОПиТ.