Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Аллея Славы Крымского района. Иосиф Антонович Качур

В июле 2020 года в городском сквере Крымска по улице Свердлова открылась Аллея Славы, где представлены фотографии Героев Советского Союза, Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы а также Героев Социалистического Труда и Героев Труда Кубани.

Научный сотрудник Крымского краеведческого музея Людмила Корчинская продолжает рассказывать о своей работе с фондовыми комплексами крымчан – Героев Социалистического Труда, внесших наиболее значимый вклад в развитие г. Крымска и Крымского района. Сегодня мы познакомимся с Иосифом Антоновичем Качур, комплекс материалов которого хранится в фондах Крымского краеведческого музея.

Иосиф Антонович Качур родился 29 декабря 1927 года в Абинском районе Северо-Кавказского (ныне – Краснодарского) края.

Трудовую деятельность начал в 1952 году в дорожно-ремонтном строительном управлении (ДРСУ) Абинского асфальтобетонного завода. Работал на тракторе, механическом погрузчике и механической лопате. На каждом месте отдавался делу с энтузиазмом. Однако, его привлекал экскаватор с его еще не до конца использованными возможностями.

Став экскаваторщиком дорожно-эксплуатационного участка №133, Иосиф Качур ежемесячно перевыполнял план на 130-140 процентов, и в 1963 году был удостоен звания “Ударник коммунистического труда”. За высокие трудовые достижения по итогам семилетнего плана (1959-1965) награждён орденом Ленина.

За три года и пять месяцев Иосиф Антонович закончил восьмую пятилетку (1966-1970), вынув ковшом 198,5 тысяч кубометров грунта (при плане 125 тысяч кубометров грунта). На сбереженном топливе его экскаватор работал более 4 месяцев.
Эти показатели были настолько рекордными для дорожной отрасли СССР, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Иосифу Антоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”. В знак высокой оценки его труда управление Азово-Черноморских автодорог выделило Иосифу Антоновичу экскаватор новой модели.

От Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР Иосиф Антонович получил на добрую память книгу “Маяки дорожного строительства” с подписью министра А.А. Николаева. (24.10.78г.). В этой книге есть эпизод, рассказывающий о том, как Качур свой экскаватор выбирал:

“На другой день Иосиф Антонович укатил в Ростовскую область, в город Донецк, на завод. У проходной его остановил вахтер. По цехам пролетела весть о том, что за экскаватором прибыл сам Герой Социалистического Труда. Повели его во двор: “Выбирай себе экскаватор”. Походил Качур по заводу. Присмотрелся, зашел к директору.

– Дозвольте с конвейера взять,- попросил механизатор. Там развели руками, – мол, зачем с конвейера. Вон их сколько стоит, собранных. Качур улыбался, смотрел на свои шершавые большие ладони. Чтобы каждый винтик своими руками, так сказать, в душу заглянуть машине.

Посмотрел на него директор, тоже улыбнулся.

– Будь по-твоему, Иосиф Антонович. Поручаю сборку твоего экскаватора самой лучшей комсомольской бригаде Виктора Мазанкина.

Качур закатал рукава повыше, взял ключи и вместе со сборщиками встал у конвейера. Все слесари сходились в сборочный. Дивились: у конвейера машинист экскаватора с Золотой Звездой на груди. Затем пообвыкли. Споро работает новый “член бригады”. Только уж очень дотошным оказался кубанец. В каждую щелочку “своего” экскаватора заглядывает, каждую шестеренку, узел осматривает, сам закрепляет.

И вот он, новенький, пахнущий свежей краской, экскаватор. На стреле взметнулась золотистая надпись – “Комсомольский”, а на кабине табличка : “Герою Социалистического Труда А.И.Качуру от молодежи завода “Экскаватор”.

Новая машина начала исправно служить своему хозяину”.

В чем же секрет успеха Иосифа Антоновича? Об этом его нередко спрашивали товарищи по труду. Он отвечал кратко: добиться таких успехов может каждый. Для этого нужно соблюдать правильный режим эксплуатации, хорошо смотреть за машиной не жалея сил и времени, не обращая внимание на усталость. Особенно важно до начала рабочего дня произвести профилактическую подготовку машины, опробовать подъем грунта. Молодым механизаторам он советовал не просиживать в ожидании машины под погрузку, а обязательно взрыхлять грунт, тогда быстрее можно загрузить кузов автомобиля.

Экскаватор И.А.Качура работал в тяжелых горных условиях, вынимая скальный грунт. Между тем, капитальный ремонт своего первого экскаватора он произвел лишь через 15 лет вместо 7 лет, т.е. проработал два амортизационных срока.

Богатый опыт работы помогал Иосифу Антоновичу вносить рационализаторские предложения. Он осуществил собственную идею по реставрации нижних опорных катков и звеньев гусениц экскаватора, продлив срок их службы более чем в два раза. Увеличил объем ковша, что позволило добиться роста производительности труда на 20 %. Только за одну пятилетку им было внедрено семь рационализаторских предложений, давших предприятию 3211 рублей прибыли.

Являясь наставником молодёжи, Герой социалистического труда Качур обучил многих профессии экскаваторщика. Ему предлагали карьерный рост, руководящие должности, но профессии своей Иосиф Антонович не изменил, работая машинистом экскаватора до выхода на пенсию. Награждён 2 орденами Ленина (05.10.1966; 04.05.1971), медалями.

Жил на хуторе Верхний Адагум Крымского района Краснодарского края. Ушёл из жизни в 1995 году в городе Крымске.