Краснодар

Гимназическая 67

Без срока давности

Мы продолжаем вспоминать о важных страницах истории, связанных с Великой Отечественной войной.

В 1943 году над Кубанью свирепствовала авиация противника. Боевая активность нашей авиации была в этот период заметно ниже. Для сравнения: 9 апреля 1943 года враг сделал свыше 750 самолёто-вылетов, а наши лётчики – всего 307. Бомбёжкам непрерывно подвергались уже освобождённые города и районы Кубани.

17 апреля в небе над Кубанью начались крупные воздушные сражения, длившиеся около 2 месяцев вплоть до 7 июня 1943 года. По напряжённости, количеству участвовавших самолётов, а также числу воздушных боёв они превосходили предшествующие воздушные сражения Великой Отечественной войны.

Воздушные бои, которые длились с 29 апреля по 10 мая 1943 года, являлись частью общей наступательной операции в районе станицы Крымской, а также имели и самостоятельное значение в борьбе за господство в небе с немецким воздушным фронтом.

При общей протяжённости линии фронта в 160 км полоса наступления ударной группировки в период боёв за Крымскую равнялась 30, а полоса главного удара – 10 км.

С обеих сторон в сражениях были задействованы основные силы авиации.

В первые дни мая из-за сложных метеорологических условий активность авиации несколько снизилась, однако затем воздушные бои разгорелись с новой силой. Иногда они длились часами. В среднем в сутки происходило по 20-25 воздушных сражений, иногда в ещё более активные дни их количество могло достигнуть 40 и более.

Особенно ожесточённые бои развернулись в конце мая 1943 года за высоту 121.4, она была ключевой, ведь с неё противник мог просматривать все окрестности и вести прицельный огонь по наступающим советским войскам.

С 26 по 30 мая 1943 года гвардейскому батальону 32-й стрелковой дивизии, в который входила рота старшего лейтенанта И.Т. Юркина, удалось захватить эту ключевую позицию. Высота 121.4 так и не была взята врагом, и сегодня она носит название «Сопка героев».

Советские лётчики наносили большой урон врагу, заметно очищая путь нашей пехоте. Уже в первых числах июня обозначился спад активности немецкой авиации. Этому способствовал ряд экстренных мер со стороны советского командования, например, были усилены ночные удары по аэродромам противника.

Чаще стали применяться удары большими группами бомбардировочной и штурмовой авиации, причём истребители выходили в район действий заранее, чтобы освободить воздушное пространство от немецких самолётов.

Истребительная авиация врага была ослаблена не только количественно, но и качественно. Противник не добился своей цели, и 8 июня 1943 года в воздушном пространстве Северного Кавказа установилось относительное затишье.

Уже в ходе Курской битвы (5 июня-23 августа 1943 года) – одной из крупнейших во время второй мировой войны, немецкая авиация терпит сокрушительное поражение, основа для которого была заложена предыдущими боями – в небе Кубани.