Краснодар

Гимназическая 67

“Гипсовые статуэтки советского периода из коллекции Таманского музея”

Продолжая рубрику “Из коллекций музейных фондов”, представляем гипсовые статуэтки времен СССР.
Мысленно возвращаясь всего на каких-то 50 лет назад, невозможно представить советскую квартиру без хотя бы одной гипсовой или фарфоровой статуэтки, будь то изящная балерина, бюст А. С. Пушкина или В. И. Ленина.
В Пермской области есть старинный город Кунгур, где уже более века занимаются промыслом по производству изделий из гипса. Благодаря простоте добычи и дешевому материалу в городе и его окрестностях были открыты небольшие кустарные мастерские.
Продолжая рубрику “Из коллекций музейных фондов”, представляем гипсовые статуэтки времен СССР.

Работали со своими семьями в маленьких каморках при свете керосиновой коптилки. Сырьем служил местный камень, который мастера заготавливали и приносили в мешках, затем обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом с помощью двухпудовой гири и железной плиты. При создании гипсовых статуэток, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя. С приходом Советской власти появляются новые темы, статуэтки изображающие красноармейцев в длинных шинелях и буденовках, целеустремленно глядящие вдаль. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.
В 1930-е годы по-прежнему пользовались популярностью у покупателей миловидные черноглазые девочки с кукольными лицами, которые: то стояли в манерной позе, наклонив голову и прижав к сердцу руку, то ласково обнимали белоснежных кошечек. Не забывали мастера и о потребностях детей. Для кукол изготавливали гипсовые головки со специальными отверстиями, к которым должно было крепиться туловище, сшитое из ткани.
В 1940-е годы появляются новые образы – «Пограничник», «Черкес», «Колхозница». Осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов.
Если рассматривать тематику изделий, выпускаемых мастерами в третьей четверти ХХ века, то можно заметить, что в основе большинства произведений лежат литературные сюжеты, зачастую почерпнутые из кинематографа. Начинается выпуск крупной фигуры «Старик Гном с трубкой», а в 1947 году появляется «Дед Мороз». Основной пик выпуска скульптур с изображением литературных персонажей приходится на 1950-е годы: «Красная шапочка», «Дед Мазай», «Кот в сапогах», «Хозяйка Медной горы». С 1955 г. – «Данила-мастер», «Иван-Царевич». С 1956 г. – знаменитый «Василий Теркин». С 1958 г. – персонажи русских сказок «Емеля», «Богатырь», «Конек-Горбунок», «Алёнушка». С 1959 г. – «Иван Бровкин», «Старик Хоттабыч», «Царевна-Лягушка». С 1960 г. – «Малахитовая шкатулка», «Золушка». С 1961 г. – «Аленький цветочек», «Ярославна».
Несколько экземпляров гипсовой скульптуры представлены в фондах Таманского музея. Замечательный сказочный персонаж “Старик Хаттабыч”. Каждый советский ребенок мечтал, что однажды к нему явится такой “…тощий и смуглый старичок с бородой по пояс…” и исполнит все заветные желания. В скульптуре замечательно передан характер персонажа”, его способность на глубокую и искреннюю привязанность, обладающий невероятным гибким умом, весьма эмоционален, слегка хитроват …” В складках его халата отражена культура восточного костюма.
Скульптура “Василий Тёркин”, пожалуй, одно из самых известных изделий конца 50-х годов прошлого века Кунгурской артели поступила в музей от Мансуровой Л.А. в коллекции предметов, принадлежащих ее отцу-фронтовику Завгороднему Н.М.
“Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!” (И.А.Бунин)
Такая высокая оценка дана была поэме А. Твардовского “Василий Теркин”. Автор создал поэтическую хронику Великой Отечественной войны, в центре которой – простой солдат, не теряющий юмора и бесстрашия. Солдат Василий Теркин – литературный герой, стал символом солдата Великой Отечественной войны.