Краснодар

Гимназическая 67

Хлебный фонд Красной Армии

Война началась в пору, когда на Кубани созревал хороший урожай. Начавшаяся уборка проходила быстро и организованно. Это отметила и газета “Правда”, которая писала: “Целые районы Краснодарского края убрали хлеб за 10 дней, вдвое сократив намеченные сроки. На полях работало поголовно всё население. За последние семь лет такие темпы были достигнуты впервые”.

Половину кубанского поля убрали вручную. В основном – руками стариков, женщин, детей. Орудия труда были привычные – коса, серп, грабли. На уборке урожая работало 120 тысяч учащихся. Режим рабочего дня был везде один: начало – с трёх часов утра, окончание – в 12 ночи. Работать круглосуточно мешало лишь одно: роса. И в тылу всё было – как на войне: ни дети, ни взрослые себя не щадили.

По завершению уборки на хлебоприёмные пункты поступило хлеба почти в два раза больше, чем в 1940 г. Темпы военной уборки были высоки. Но ещё выше стали цифры сдачи хлеба в “закрома государства”. Страна и фронт требовали зерна, поэтому из амбаров выгребали порой всё, до последнего зернышка.

Эта политика уже осенью 1941 года привела к острой нехватке муки на хлебопекарнях, породила острый дефицит хлеба. Проблема усугублялась тем, что в это время в край прибыли более 40 тысяч беженцев, 13 тысяч раненых воинов. Усложняла ситуацию и проблема колхозных рынков. Селянам не только не хватало транспорта для вывоза продукции в город – порой им нечего было везти. Практически вся продукция, получаемая на трудодни и с приусадебных участков, сдавалась в Фонд обороны, шла на скудное собственное пропитание.

С приближением фронта резко увеличился приток раненых. И это также приводило к острой нехватке продовольствия. Ежедневно без хлеба оставалось 3 тысячи человек. Очереди в городе – от 600 до 1000 человек. Занимать очередь приходилось с трёх утра, стояли в них нередко по двое-трое суток. Для решения проблемы с 1 сентября 1941 г. в крае введена карточная система на хлеб, сахар, кондитерские изделия. На человека полагалось от 400 до 800 граммов хлеба.

Карточки помогли не только обеспечить городское население хлебом, но и существенно его экономить. В Тихорецке в первый день выдачи хлеба по карточкам его было реализовано на 4 тонны меньше. Такое же положение было и в других городах.

В результате немецкой оккупации страна недополучила 36 миллионов тонн зерна. На Кубань выпала основная нагрузка по обеспечению армии и населения продовольствием. И это в условиях, когда резко сократились посевные площади, трудовые ресурсы. Снизились урожайность, продуктивность животноводства. Резко упала производительность труда.

В 1943 году после освобождения, несмотря на разруху, от Кубани потребовали значительно увеличить поставки зерна. Для увеличения посевных площадей необходимо было разминировать тысячи гектаров полей. Фашисты оставили 563 минных поля. На них сапёры обезвредили 2,5 миллиона взрывоопасных предметов.

Краснодар вошёл в число пятнадцати городов, подлежащих первоочередному восстановлению. И это также говорит о том, какое значение в жизнеобеспечении страны придавало правительство нашему краю.

Посевной материал собирали по сусекам. Селяне из личных запасов сдали более 100 тысяч тонн семян различных культур. В 1944 году колхозы и совхозы края сумели посеять зерновых почти на 160 тысяч га больше, чем в 1940-м. Сдали государству хлеба почти в три раза больше, чем годом раньше. Кубань вновь стала главным регионом по производству озимой пшеницы.

Наша Красная армия разгромила фашизм не только благодаря более совершенному оружию, стратегии полководцев, воинской доблести солдата, но и благодаря героическому тылу. В том числе – нашему, кубанскому.