Краснодар

Гимназическая 67

Какие тайны скрывают каменные изваяния

Напомним, научные сотрудники музея решили открыть доступ в музейное закулисье и показать уникальную часть фондохранилища, представляющую реликвии исчезнувшего народа – каменные изваяния.

Почему же половецкие “бабы” имеют такое название, и о чем они молчат?

Первым на Кубани собирать половецкие артефакты начал еще основатель музея Евгений Фелицын, живший во второй половине XIX века. Это было не так трудно сделать, ведь половцы чаще всего ставили статуи прямо на вершинах своих погребальных курганов – по одной-две, иногда даже по нескольку штук. Монументы могли быть разных размеров – от совсем небольших до двухметровых. Даже сейчас, если постоять возле этих каменных великанов, собранных в хранилище музея, можно ощутить величие древнего народа.

Но что могут рассказать каменные статуи, учитывая, что письменности у половцев не было? Во-первых, благодаря им, ученые смогли понять, как выглядели представители древнего народа. Не все, но часть монументов имеют явные черты портретного сходства, по ним даже реконструировали лица. Во-вторых, получить  представление об одежде и быте половцев. Были воссозданы костюмы и украшения, которые оказались схожи с теми, что позднее находили в курганах. Но самое главное – по местам находок каменных баб можно изучить историческую географию перемещения половцев на Кубани. Известно, что эти монументы кочевники ставили не везде, а только в местах долгого пребывания.

Для чего служили каменные бабы и почему так назывались, ученые выясняли с помощью всевозможных письменных источников. Не только из русских летописей, но и из записок иностранных путешественников. Так, в XIII веке монах Гийом де Рубрук ехал по кубанским землям с посольством к монгольскому хану, а по дороге делал отметки об увиденном. Упомянул и об обычае половцев ставить над курганом с умершим каменную статую, она была всегда в одной и той же позе – руки сложены на животе, как бы держат чашу для жертвоприношения.

Название “баба”, конечно же, не имеет никакого отношения к синониму слова “женщина”, хотя женских скульптур исследователи действительно нашли больше, чем мужских. Ученые скорее относят его к тюркскому языку, на котором “балбал” означало “предок”.

Приглашаем вас посетить открытые фонды музея Фелицына и окунуться в древнее прошлое. Напоминаем, что посещение возможно по предварительной записи по телефону +7 (861) 262-40-86 и проходит в сопровождении гида.