Краснодар

Гимназическая 67

Наш таксидермист В.Е. Костоглод

Предлагаем к прочтению материал, подготовленный старшим научным сотрудником отдела истории, этнографии и природы музея Валентиной Владимировной Флягиной ко дню рождения известного кубанского охотоведа и таксидермиста Виктора Ефимовича Костоглода.

Виктор Ефимович родился 22 июня 1936 года и  относится к тому поколению, которое называют сейчас «дети войны».  Действительно, ему всего пять лет исполнилось ему  в тот день, когда началась Великая Отечественная война.

Родился Виктор Ефимович на Кубани в  селе Бейсуг Приморско-Ахтарского района в большой крестьянской семье. С ранних лет помогал родителям по хозяйству, рыбачил и мечтал стать охотником-путешественником, как юный Н.М. Пржевальский. Родители не одобряли увлечения сына и отправили его «учиться на фельдшера» в Баку, где жила их старшая дочь.

 

Виктор Ефимович закончил техникум с красным дипломом, получив направление на внеконкурсное зачисление в мединститут. Но по причине материальных затруднений продолжать учебу не стал и был призван на службу в армию, которая проходила в Венгрии (1956-1959 гг.). Даже там В.Е. Костоглод ходил на охоту и не оставлял надежды заняться этим делом профессионально. Случайно узнав из газетной заметки о существовании охотоведческого факультета в Иркутском сельхозинституте, Виктор Ефимович задумал отправиться за знаниями в Сибирь.

В записной книжке того времени, сохранился черновик письма в Географическое  общество СССР. В нем 22-летний сержант писал: «Статья …вице-президента Географического общества СССР тов. Калесник меня очень разволновала. Я с детства имею огромное влечение к природе… и сейчас уже сделал вывод окончательно и бесповоротно, что после армии не работать мне фельдшером по специальности, а быть егерем, промысловым охотником или лесником. Кем угодно согласен я работать в охотничьем хозяйстве, только бы иметь возможность находиться среди природы круглые сутки».

Далее на 5 страницах с подкупающей искренностью и страстью излагаются мысли о том, как много можно сделать, если любишь свою профессию. В заключение Виктор Ефимович обращается с просьбой порекомендовать ему необходимую литературу для поступления в ВУЗ: «… Мне еще остается год служить в рядах Советской Армии, за это время я бы мог отлично подготовиться…».

 

И действительно сразу после демобилизации в 1959 году он едет в далекий Иркутск и поступает на охотоведческий факультет сельхозинститута. Проучившись 2 года, женится и переводится на заочное отделение, чтобы иметь возможность содержать семью. До окончания ВУЗа Виктор Ефимович успел поработать в Турьянгойском заповеднике (Азербайджан), Восточно-Сибирской охотустроительной экспедиции, в учебно-опытном охотхозяйстве родного Иркутского сельхозинститута и в Темрюке.

 

В нашем архиве есть замечательная фотография того времени. Виктор Ефимович снят с окружении восточных красавиц во время работы в Азербайджане. Получив диплом биолога-охотоведа В.Е. Костоглод, где бы ни работал, всегда оставался верен выбранной профессии, сочетая интересы зоологической науки и промысловой охоты.

Но самый плодотворный период его трудовой биографии, как охотоведа, связан с Приморьем, а точнее – Сихотэ-алинским заповедником. Там Виктор Ефимович исходил тысячи километров, изучая биологию хищников и, в первую очередь, медведей-шатунов, получил богатейший опыт полевика-исследователя, способного месяцами в одиночку оставаться в тайге и плодотворно работать.

Полевые дневники и публикации В.Е. Костоглода того времени чрезвычайно интересны. Так, в 1981 году в Бюллетене Московского общества испытателей природы был напечатан отчет Виктора Ефимовича «Опыт длительного тропления бурого медведя-шатуна в Сихотэ-Алине» об уникальном преследовании опасного хищника. Для того, чтобы изучить особенности поведения зверя, В.Е. Костоглод шел за ним по следу более 3-х месяцев. Этот своеобразный рекорд на территории бывшего СССР не превзойден до сегодняшнего дня.

В личной коллекции Виктора Ефимовича имеются трофеи, завоевавшие золотые медали на межрегиональных и всероссийских конкурсах 1983-2003 гг. Главные из них – черепа медведей – были добыты в Приморье, с которым В.Е. Костоглод вынужден был расстаться по семейным обстоятельствам.

 

Но впоследствии ему еще несколько раз удалось выехать в таежную Сибирь на промысел соболя и кедровых орехов (на фото -3-й слева).

В  музей Виктор Ефимович пришел в поисках работы, когда окончательно переехал  с семьей в Краснодар. Его прельщала перспектива полевых исследований и построение новой экспозиции по природе края, возможность попробовать свои силы в таксидермии. Со временем последнее стало основным занятием В.Е. Костоглода. Знание анатомических особенностей животных и раскрывшиеся способности скульптора, позволили ему стать мастером своего дела. Опыт охотоведа всегда помогал Виктору Ефимовичу не только в самостоятельной добыче животных, но и в изготовлении всевозможных приспособлений и инструментов для создания выразительных биогрупп.

Таксидермические работы В.Е. Костоглода сегодня составляют основу экспонируемой зоологической коллекции КГИАМЗ. Кроме того, с его участием  были подготовлены природоведческие экспозиции в Славянске-на-Кубани, Крымске, Анапе, Брюховецкой и других музеях края.

В заключение хочется сказать, что Виктор Ефимович был истинным знатоком и ценителем природы, прирожденным путешественником с большим опытом полевых изысканий и промысла, прекрасным рассказчиком, способном передать свои чувства и на бумаге; одаренным мастером, оставившим яркий след в музейном деле.

К 70-летию В.Е. Костоглода отдел природы  сделал выставку, «Более полувека с ружьем и блокнотом», которая оказалась   последним своеобразным отчетом Виктора Ефимовича о том главном, что было сделано им для зоологической науки, в охотничьем и музейном деле.

Давайте вспомним его хорошими словами!..”