Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Назначение войсковым атаманом Т.Т. Котляревского

В этот день в 1797 г. император Павел I назначил Тимофея Котляревского (?–1800) атаманом Черноморского казачьего войска.

Неизвестно, когда родился Тимофей Терентьевич Котляревский, но в 1760-е гг. он уже был запорожским казаком. После упразднения в 1775 г. Запорожской Сечи, Котляревский, будучи довольно грамотным человеком, некоторое время служил в Самарском земском правлении, а затем при азовском генерал-губернаторе. С созданием в 1788 г. Черноморского казачьего войска Котляревский вступил в него одним из первых и уже вскоре стал войсковым писарем – третьим лицом в войске, после войскового атамана и войскового судьи. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Тимофей Котляревский принимал самое активное участие в важнейших сражениях – под Очаковым, Гаджибеем, Аккерманом, Бендерами, Килией и особенно отличился при взятии Измаила, за что получил чин подполковника.

После смерти императрицы Екатерины II, на коронацию Павла I должен был поехать представитель от черноморского казачества. Атаман З.А. Чепега внезапно скончался в январе 1797 г., а ставший новым атаманом войсковой судья А.А. Головатый находился в это время в персидском походе, и поэтому на коронацию поехал Котляревский. Сумев понравиться новому императору, Тимофей Терентьевич вскоре был назначен войсковым атаманом, вместо умершего в персидском походе Головатого. Получив от Павла I генеральский чин, Котляревский почти полтора года прожил в Санкт-Петербурге, откуда присылал свои распоряжения по внутреннему упорядочиванию в Черноморском казачьем войске

В декабре 1798 г. генерал-майор Котляревский вернулся в Екатеринодар и привез знаменитое Евангелие 1759 г., в свое время, принадлежавшее Запорожской Сечи, а после ее упразднения, отправленное в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Евангелие предназначалось для нового войскового Воскресенского собора, строительству которого Тимофей Терентьевич активно способствовал. Собор был освящен в 1802 г., а до этого Евангелие находилось в алтаре войсковой походной Свято-Троицкой церкви.

В данный момент редчайший артефакт находится на выставке «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска» в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына. К сожалению, на серебряном позолоченном окладе, во время изъятия церковных ценностей в 1920-е гг., сильно пострадали овальные эмалевые медальоны с изображениями евангелистов и Спасителя.

Подробнее о походной Свято-Троицкой церкви и церковных реликвиях Черноморского казачьего войска можно узнать на сайте из статьи Сохранившиеся предметы из походной Свято-Троицкой церкви Черноморского казачьего войска научного сотрудника П.В. Новикова.