Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Обещаю летать выше всех девушек мира!

2 ноября 1938 года над всей нашей страной с запада на восток  пролетел самолет АНТ-37. Крылатая машина имела собственное имя “Родина”, а ее экипаж состоял из трех отважных девушек. Через несколько дней их имена узнала вся страна: Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко. За выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм в ноябре того же 1938 года им были присвоены звания Героев Советского Союза. Вместе совершив удивительный подвиг, три летчицы и не подозревали, как по-разному сложатся их судьбы. Сегодня наш рассказ о Полине Осипенко.

Полина родилась 8 октября 1907 года на Украине в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области в семье крестьянина Дениса Дудника.

Летом 1933 года Полина, окончив училище, стала военным летчиком. Командование, оценив ее летное мастерство, направило девушку в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где она стала командиром звена. Здесь Полина нашла и свою любовь, она вышла замуж за летчика Александра Осипенко, ставшего впоследствии Героем Советского Союза за участие в войне в Испании и генерал-лейтенантом авиации.

Полина Осипенко постоянно совершенствовала свое мастерство, ее представили руководству страны. С высокой трибуны в Кремле она заявила: “Обещаю летать выше всех девушек мира!” Слово свое она сдержала — летом 1937 года Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полетов, а однажды она достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра!

Знаменитый перелет на гидросамолете из Севастополя в Архангельск Полина совершила с Верой Ломако и Мариной Расковой.

Он длился десять с половиной часов: вслепую, сквозь густую облачность, в постоянной схватке с обледенением фюзеляжа. Три отважные советские летчицы соединили воздушной трассой Черное и Белое моря и установили новый мировой рекорд. Вскоре же экипаж, в который снова вошла Осипенко, пролетел без посадки из Москвы на Дальний Восток.

АНТ-37 “Родина”, на котором Полина с напарницами Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой покрыли 6450 километров, совершил жесткую посадку неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на трудности, экипаж выполнил задание, и в ноябре 1938 года все три девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Для Полины Осипенко это был пик славы, вершина карьеры…

Она погибла менее чем через год, 11 мая 1939-го. Полина Осипенко, уже майор авиации, выполняла тренировочный полет “вслепую” вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А.К. Серовым. Обстоятельства той трагедии  до сих пор загадка. Разбившийся самолет был найден неподалеку от села Высокое. Прах летчиков был помещен в Кремлевской стене на Красной площади Москвы.

Через два года началась война. Подруги часто вспоминали Полину, чей бесценный опыт пригодился бы для обучения молодых пилотов. Не забыл отважную летчицу и народ: в честь Полины Осипенко были названы улицы, населенные пункты и даже боевой самолет.