Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Посетителям музея рассказали, как реставрируют иконы

21 ноября в стенах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына прошел второй мастер-класс проекта «Собери историю своими руками». О методах реставрации икон рассказала художник-реставратор, член товарищества Союза художников Кубани Екатерина Шайдук. На мастер-класс пришли студенты Краснодарского художественного училища и Краснодарского государственного института культуры.

Недавно Екатерина Шайдук завершила работу над реставрацией иконы святого Николая Чудотворца. Кропотливый труд занял почти четыре месяца. На примере этой работы художник и рассказала об этапах реставрации.

Первоначально реставратор должен тщательно изучить икону, чтобы понять, какими именно красками пользовался художник, на каком материале писал, в каких условиях хранилось произведение. Все эти факторы влияют на выбор необходимых для реставрации материалов.

– По окончании работы чувствуешь себя волшебником, – признается Екатерина, но тут же добавляет. – Реставратор не имеет права дописывать икону или какое-либо другое художественное произведение. Если ты не уверен в том, как именно было у автора, не трогай. Несмотря на то, что зритель видит картину в целом, он должен понимать, где шла работа художника и где – реставратора. В вузе нам так и говорили преподаватели: «Либо ты художник, либо реставратор».

Интересно, что по современным требованиям работа реставратора должна быть обратимой. Это правило связано с постоянным усовершенствованием технологий. Чтобы лет, скажем, через десять мастера, работающие по новым методикам, могли легко снять реставрационный лак и поработать с произведением. Уже сегодня Екатерина и ее коллеги сталкиваются с трудностями, когда приводят в порядок живописные шедевры, уже бывшие на реставрации. Когда строгих правил не было, мастера не всегда заботились о будущем состоянии картины.

Кстати, на каждую свою работу художник оформляет паспорт, где должен в деталях описать состояние экспоната до реставрации, все шаги, которые он предпринял в процессе, и сопроводить документ фотографическим отчетом. Это подробный материал для реставраторов будущих поколений, которые будут работать с предметом в следующие десятилетия.

Что касается икон, то истории их обретения зачастую удивительны. К примеру, когда в 70-е годы прошлого века здание ярославского музея начали перестраивать, обнаружили спрятанные 70 икон большого размера. Выяснилось, что в годы советской власти работникам учреждения приказали оставить только лучшие образцы, а остальные уничтожить. Реставраторы не могли поднять руку на предметы искусства и решили их спрятать…

После мастер-класса студенты побывали на экскурсии по выставке «Новые находки из древних погребений».

Напомним, что мастер-классы по реставрации музейных экспонатов будут проходить в музее Фелицына каждую среду до 15 декабря. Проект «Собери историю своими руками» действует в рамках экспозиции «Новые находки из древних погребений», где собраны уникальные артефакты, найденные во время строительства Крымского моста.