Краснодар

Гимназическая 67

Работа первой телефонной линии в Екатеринодаре

Сегодня важный день в истории Кубани. Ровно 140 лет назад начала работать 1-ая телефонная линии в Екатеринодаре, которая соединила штаб Кубанского казачьего войска с квартирой наказного атамана (1882).

Линия имела протяженность «в одну версту четырнадцать саженей и два фута». Телефоном можно было пользоваться только в служебное время, по окончании работы аппарат штаба запирался в специальный шкафчик.

13 января 1893 года «Кубанские областные ведомости» сообщили, что в городе за счёт казны скоро будет построена телефонная сеть. Был составлен и отправлен в Петербург план предстоящих работ, которые должны были начаться в апреле. В конце мая 1894 года на улице Красной у купца Вавилова был арендован дом под телефонную станцию.

Уже к 1900 года в Екатеринодаре работало 186 телефонов: из главного города края можно было позвонить в Ростов, Таганрог, Ейск, Азов и даже Петербург. Однако пользоваться телефоном, могли немногие: плата за домашний аппарат составляла 75 рублей в год.

В 1913 году открылось телефонное сообщение Новороссийск-Екатеринодар. Плата за три минуты пользования телефоном составляла 45 копеек. Телефон «работал прекрасно, а слова были слышны совершенно ясно».

Следующую страницу в жизни краснодарского телефона открыл 1927 год. К этому времени в городе числилось 550 абонентов, но желающих иметь «переговорный аппарат» было втрое больше. И поэтому в краевом центре приступили к постройке большой телефонной станции. Спустя семьдесят с лишним лет городские телефонные сети обслуживали 230 тысяч номеров, а протяжённость их линий составляет почти 13 тысяч километров.

Затем на улицах Краснодара сразу в пяти местах появились первые таксофоны – уличные телефонные автоматы общего пользования. Сейчас в столице Кубани исправно связывают нас друг с другом 2256 телефонных автоматов. Их обслуживанием и установкой ведает компания “Югтаксофон”, которая является филиалом ЮТК.

Текст публикации подготовлен научным сотрудником отдела истории, археологии и этнографии Русланой Сергеевной Храпиной.