Краснодар

Гимназическая 67

Расцвет художественного искусства при Екатерине II

В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века”. Сегодня мы коснёмся темы русского искусства времен Екатерины II…

Екатерина II изменила облик столичной аристократии. Не зря 1770-1780-е гг. историки называют “золотым веком российского дворянства”. Правящий класс не просто менял свои привычки, а все больше обретал европейские черты. В это же время появляется мода покровительствовать искусствам, окружать себя прекрасными вещами, создавать богатые коллекции.
Представители столичной и провинциальной знати заводили частные библиотеки, включавшие сочинения как отечественных, так и иностранных, преимущественно французских, авторов. Императрица заложила основы русской журналистики, служившей распространению идей Просвещения в России. Екатерина II была поклонницей и ценительницей живописи. Она коллекционировала картины, которые по ее распоряжению размещались в комнатах отдыха (“эрмитажах”), специально устроенных в Зимнем дворце. Со временем коллекция императрицы стала пополняться другими произведениями искусства. Вскоре комнат – “эрмитажей” оказалось недостаточно, поэтому по приказу Екатерины II возвели новое здание. Так было положено начало самому большому музею в мире – Петербургскому Эрмитажу.

В живописи второй половины XVIII века царствовали два жанра — парадный портрет и историческая сцена. В портретах превалировала тема долга, государственного служения и высокой торжественности, о чем свидетельствует знаменитый портрет “Екатерина II в храме Правосудия” кисти Дмитрия Левицкого. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф. Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории (Г.И. Угрюмов), картин с бытовыми сюжетами (М. Шибанов). К концу столетия стали появляться изображения крестьян, написанные, впрочем, более из этнографического интереса, чем из желания вызвать к ним сочувствие.

Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.

На выставке “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века” можно увидеть”Табакерку с изображением Камероновой галереи в Царском Селе”, выполненную в 1795 году мастерами П.Э. и Ф.К. Теремеными. Ждем вас созерцать прекрасное!

Следите за публикациями, впереди еще много интересного!

Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества “Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р”