Уникальный проект музея: День в истории Кубани

Краснодар

Гимназическая 67

Собиратель казачьих песен

Сегодня, 17 ноября, исполняется 155 лет со дня рождения композитора, собирателя народных песен Кубани и Адыгеи Григория Концевича.

Краснодарский музей бережно сохраняет те немногие уцелевшие во времени предметы, напоминающие сегодня о жизни и творчестве знатока кубанского фольклора Григория Митрофановича Концевича (1863-1937) – яркого и талантливого деятеля музыкальной культуры Кубани своего времени. Он стремился познакомить земляков с народным песенным наследием и посвятил этой цели много сил и энергии. Результаты своего труда в виде печатных изданий Концевич увидел еще при жизни. Надо отметить, что каждый выход сборника из печати становился событием в музыкальной жизни Екатеринодара. Специально для него была введена должность «собиратель казачьих песен».

Было ли покушение?

 Авторские произведения Григория Митрофановича Концевича звучали в исполнении войскового певческого хора. Он был регентом войскового певческого хора с 1892 по 1906 годы.  В 1937 году Григорий Митрофанович был приглашен художественным руководителем возрожденного Кубанского хора. В эти годы много внимания он уделял преподавательской деятельности. С его именем связано открытие в 1935 году дирижерско-хорового отделения в музыкальном училище Краснодара.

1937 год оказался последним в жизни выдающегося музыкального деятеля Кубани. В тот момент коллектив хора гастролировал в Москве. Вскоре после возвращения из столицы Григорий Митрофанович был арестован органами НКВД. Ему было 74 года. Сохранившиеся материалы в ГАККе свидетельствуют о том, что Концевич был арестован по обвинению в покушении на жизнь И.В. Сталина 30 августа 1937 года. После вынесения приговора Григорий Митрофанович был расстрелян 26 декабря.

Добровольный помощник войскового музея

Сегодня в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицына хранится экспонаты, рассказывающие о  творческой деятельности Григория Митрофановича Концевича. Прежде всего, это нотные листы с произведениями для вокального мужского квартета: «Волынка» (песня кубанских казаков, Краснодар, 1927 г.) и «Дударик» (Кубано-Черноморская песня, Краснодар, 1930 г.). Названные произведения представляют собой оригинальные нотные листы с рукописным текстом, в конце – автограф в виде росчерка и дата. Каждый экземпляр – в картонном обновленном переплете 70-х годов XX в.

На листах сохранились музейные обозначения, штемпельные штампы музейной библиотеки. Нотные тетради уже в 1952 году являлись частью музейного собрания. Что касается обстоятельств их поступления, то на сегодняшний момент сведения такого порядка неизвестны. Ссылаясь на архив Войскового музея, можно высказать предположение о том, что эти тетрадные листы с нотами песен «Волынка» и «Дударик» поступили в краевой музей благодаря инициативе автора. Эта рабочая версия основана на следующих фактах – Концевич еще в период существования войскового музея являлся одним из тех, кто входил в число добровольных помощников, содействовавших его процветанию. В 1912 году за участие в жизни войскового музея ему была вынесена благодарность Начальника Кубанской области и Наказного Атамана Кубанского казачьего войска. Его имя отмечено в списке жертвователей, напечатанном в отчете Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея за 1911-1912 годы.

Следующее печатное издание Концевича, зарегистрированное в музейном фонде, называется «Чумаки в народных песнях» (Екатеринодар.: тип. Куб. Обл. Правления, 1914. – 26 с).  Этот материал впервые прозвучал в его докладе на заседании членов ОЛИКО в 1913 году.

Любопытна история этого печатного издания, в частности, сам факт поступления в фонды музея-заповедника. Надо отметить, что очерк «Чумаки в народных песнях» передал в музей музыковед А. А. Слепов в 1990 году. Во время беседы он рассказал, что брошюра была ему подарена много лет назад преподавателем музыкального училища К. И. Осминкиным. А, в свою очередь, ему ее подарил автор Григорий Митрофанович Концевич. На листах этого оригинального издания сохранились «пометы», которые отражают взаимоотношения между этими людьми. Их знакомство состоялось в период работы в музыкальном училище Краснодара. На первом листе сохранилась рукописная запись чернилами фиолетового цвета – « К. Осминкин, ниже росчерк автора – Концевич, 1928 г. 5 мая». Там же владельческий штемпельный штамп с надписью «Нотная библиотека К.И. Осминкина».

По своим характеристикам данные издания, несомненно, относятся к числу библиографических редкостей, представляют историко-культурную ценность. Одновременно это уникальные исторические источники,  позволяющие прикоснуться к его научной работе, расширить наши представления о личности исследователя Концевича (1863-1937).

Материал подготовила Есипенко Л.М. – старший научный сотрудник отдела хранения вещевых, документальных и естественно-научных источников.