Краснодар

Гимназическая 67

В музее Фелицына продолжает работу выставка “Красота земная: мир женщины”

Выставочный проект раскрывает посетителям уникальный мир женщин различных национальностей: черкешенок, русских, гречанок, представительниц армянской  и эстонской культуры. Здесь представлены уникальные традиционные женские комплексы XIX –ХХ в.  из  частных коллекций официальных партнеров и из коллекций КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына.

Одним из первых на выставке можно увидеть уголок адыгской культуры и быта. Воспитание в адыгских семьях начиналось с малолетства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей. Адыгская семья, ее нравы и требования были основным источником, из которого молодой человек получал уроки жизни. С детства  родители и другие члены семьи начинали приобщать ребенка к трудовой жизни. Девочки втягивались в нее несколько раньше мальчиков: ее посылали с поручениями к соседям, за водой, показывали, как надо прислужить старшим членам семьи. Наблюдая за работой женщин и помогая им, девочка училась поддерживать чистоту в доме, стирать, чистить посуду. Последнее, в особенности чистка кувшина для воды, считалась ее особой обязанностью, так как блеск металла должен был наглядно свидетельствовать об усердии и опрятности дочерей семейства. Кроме трудовых навыков требовалось проявлять скромность, держаться достойно и оказывать почтение, быть сдержанной в выражении чувств, знать и соблюдать этикет.

На выставке “Красота земная: мир женщины” представлен адыгский женский традиционный костюм.

Основу костюма составляло распашное до пола платье из бархата или плотного шелка, богато украшенное золотым и серебряным шитьем и такими же галунами. Чаще всего встречались ткани темно-красного, черного, реже — синего, фиолетового и темно-зеленого цветов.

Под платье, поверх длинной рубахи из тонкого шелка, надевали короткий кафтанчик с крупными серебряными застежками на груди (кIыIу), низ кафтанчика, видневшийся между расходящимися полами платья, отделывали галунами или вышивкой. Вышивка на платье располагалась по бортам, подолу, низу рукавов, все швы прикрывались галунами. Из под короткого рукава платья виднелись рукава кафтанчика, а от локтя почти до подола свешивались нарукавные подвески (Iашъхьа бэлагь) в виде округлых лопастей, расшитые золотом и серебром. Тонкую талию девушки туго перехватывал серебряный пояс.

Примерно к 12 годам девочки начинали носить туго зашнурованный корсет. Корсет носили до замужества. Облачение девочек в корсет никак не ритуализировалось. Ношение корсета вырабатывало тонкую талию и плоскую грудь, что считалось признаками женской красоты.

Корсет –”шъохъта” – был частью традиционного костюма адыгских девушек. Носили его только в девичестве. Перед тем, как впервые его надеть, она должна была обхватить свое запястье указательным и большим пальцем. Если сделать так не получалось, девочка оставалась без корсета, пока не проведет некоторое время на строгой диете.

Снимать корсет было не принято: это можно было сделать только во время купания или для того, что заменить порванные или сломанные детали.

Замужние женщины подобных корсетов не носили. Под верхнее платье они надевали небольшой корсаж, который облегал талию и помогал сохранить стройную фигуру.

Увидеть уникальные экспонаты и познакомиться с историей и культурой разных народов можно в музее Фелицына. Выставка “Красота земная: мир женщины” открыта до 30 мая.