Краснодар

Гимназическая 67

Ювелирные коллекции Екатерины Великой

В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века”. А мы не прерываем серию публикаций,  посвященных Екатерине II…

XVIII век – время увлечения драгоценными камнями, изящными ювелирными изделиями. В связи с новыми явлениями в экономике, расширением торговли с западными странами, изменениями костюма, быта, вызванными реформами Петра I, распространяется мода и на ювелирное искусство.

Немаловажным фактором было то, что большую часть XVIII в. на российском троне находились женщины. Новые потребности удовлетворяли мастера-ювелиры, преимущественно иностранцы, которые прибывали в Россию.

Эмалевые медальоны с портретами и сюжетными композициями все чаще проникали в декоративное оформление прикладного искусства. Пример тому – драгоценные табакерки, выполненные для императорского двора.

Портретные композиции исполнялись также на камеях – резных полудрагоценных камнях с выпуклым рельефным изображением. После Французской революции множество “резных камней” хлынуло в Петербург из разоренных коллекций эмигрантов. Екатерина II охотно приобретала их, называя свою страсть “обжорством” или “каменной лихорадкой”. Еще в начале царствования, в 1763 г., в Кунсткамере хранилось всего 150 камей и им не придавали серьезного значения. Императрица даже была разочарована, приобретя в 1779 г. знаменитую камею “Персей и Андромеда”, которая перед этим оказалась не по карману испанскому королю. “Каким, однако, хламом восхищаются порой знатоки!” — писала Екатерина барону Гримму. Задетая за живое собственным непониманием предмета новой европейской мании, государыня занялась самообразованием. Вскоре она уже неплохо разбиралась в вопросе. В 80-е годы по ее заказу в Россию были доставлены 16 тысяч слепков с “резных камней”, созданных на мануфактуре шотландца Д. Тасси. Их сопровождали научные описания Р. Э. Распе, больше известного современному читателю, как автор “Приключений барона Мюнхгаузена”. Археолог и собиратель, он составил объемный труд “Каталог всех европейских кабинетов гемм”, с которым и познакомилась Екатерина Великая.

Созданию коллекций способствовало открытие в конце XVIII в. новых месторождений. В сохранившихся документах упоминается о доставке ко двору аквамаринов из Нерчинского края и уральских аметистов.

Ланской обратил внимание Екатерины на то, что камни Сибири и Урала могут быть использованы для резки современных гемм. В результате были созданы Колывановская и Екатеринбургская императорские фабрики “каменного художества”. Императрица собственноручно делала оттиски из папье-маше, ее невестка Мария Федоровна успешно обучилась резьбе, выполнив портреты свекрови и супруга. Известен портрет Екатерины, вырезанный Мамоновым. В медальном классе Академии художеств было открыто отделение “резьбы по крепким камням” — аквамарину, сапфиру, изумруду — им руководил немецкий мастер И. К. Эгер. Золотая брошь его работы хранится сейчас в Алмазном фонде. В нее вставлен крупный изумруд 36 карат с резным портретом императрицы.

К сожалению, многие выдающиеся произведения ювелирного искусства XVIII в., выйдя из моды, многократно переделывались, в связи с чем истинных жемчужин ювелирного искусства “галантного века” сохранилось не так уж много. Те же, что сохранились, являют глазам потомков изумительные по красоте и мастерству шедевры, свидетельствующие о подлинных высотах, достигнутых ювелирами России в XVIII веке.

Приглашаем посетить выставку Музеев Московского Кремля “Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века” в музее Фелицына и увидеть образцы ювелирного искусства эпохи Екатерины Великой своими глазами.

Так, например, вашему взору откроется удивительное шейное украшение (склаваж) с медальоном, оттиск из папье-маше которого изготовлен императрицей Екатериной II.

 

Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества “Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р”