В музее Фелицына продолжает работу выставка Музеев Московского Кремля «Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века». А мы не прерываем серию публикаций, посвященных Екатерине II…
XVIII век – время увлечения драгоценными камнями, изящными ювелирными изделиями. В связи с новыми явлениями в экономике, расширением торговли с западными странами, изменениями костюма, быта, вызванными реформами Петра I, распространяется мода и на ювелирное искусство.
Немаловажным фактором было то, что большую часть XVIII в. на российском троне находились женщины. Новые потребности удовлетворяли мастера-ювелиры, преимущественно иностранцы, которые прибывали в Россию.
Эмалевые медальоны с портретами и сюжетными композициями все чаще проникали в декоративное оформление прикладного искусства. Пример тому – драгоценные табакерки, выполненные для императорского двора.
Портретные композиции исполнялись также на камеях – резных полудрагоценных камнях с выпуклым рельефным изображением. После Французской революции множество «резных камней» хлынуло в Петербург из разоренных коллекций эмигрантов. Екатерина II охотно приобретала их, называя свою страсть «обжорством» или «каменной лихорадкой». Еще в начале царствования, в 1763 г., в Кунсткамере хранилось всего 150 камей и им не придавали серьезного значения. Императрица даже была разочарована, приобретя в 1779 г. знаменитую камею «Персей и Андромеда», которая перед этим оказалась не по карману испанскому королю. «Каким, однако, хламом восхищаются порой знатоки!» — писала Екатерина барону Гримму. Задетая за живое собственным непониманием предмета новой европейской мании, государыня занялась самообразованием. Вскоре она уже неплохо разбиралась в вопросе. В 80-е годы по ее заказу в Россию были доставлены 16 тысяч слепков с «резных камней», созданных на мануфактуре шотландца Д. Тасси. Их сопровождали научные описания Р. Э. Распе, больше известного современному читателю, как автор «Приключений барона Мюнхгаузена». Археолог и собиратель, он составил объемный труд «Каталог всех европейских кабинетов гемм», с которым и познакомилась Екатерина Великая.
Созданию коллекций способствовало открытие в конце XVIII в. новых месторождений. В сохранившихся документах упоминается о доставке ко двору аквамаринов из Нерчинского края и уральских аметистов.
Ланской обратил внимание Екатерины на то, что камни Сибири и Урала могут быть использованы для резки современных гемм. В результате были созданы Колывановская и Екатеринбургская императорские фабрики «каменного художества». Императрица собственноручно делала оттиски из папье-маше, ее невестка Мария Федоровна успешно обучилась резьбе, выполнив портреты свекрови и супруга. Известен портрет Екатерины, вырезанный Мамоновым. В медальном классе Академии художеств было открыто отделение «резьбы по крепким камням» — аквамарину, сапфиру, изумруду — им руководил немецкий мастер И. К. Эгер. Золотая брошь его работы хранится сейчас в Алмазном фонде. В нее вставлен крупный изумруд 36 карат с резным портретом императрицы.
К сожалению, многие выдающиеся произведения ювелирного искусства XVIII в., выйдя из моды, многократно переделывались, в связи с чем истинных жемчужин ювелирного искусства «галантного века» сохранилось не так уж много. Те же, что сохранились, являют глазам потомков изумительные по красоте и мастерству шедевры, свидетельствующие о подлинных высотах, достигнутых ювелирами России в XVIII веке.
Приглашаем посетить выставку Музеев Московского Кремля «Блистательный век Екатерины Великой. Придворное ювелирное искусство второй половины XVIII века» в музее Фелицына и увидеть образцы ювелирного искусства эпохи Екатерины Великой своими глазами.
Так, например, вашему взору откроется удивительное шейное украшение (склаваж) с медальоном, оттиск из папье-маше которого изготовлен императрицей Екатериной II.
Выставка организована при благотворительной поддержке Акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»