Краснодар

Гимназическая 67

Петух, которого не сварили в супе и куда-то унесли

20 ноября в Темрюкском историко-археологическом музее откроется выставка «Фанагория – археологическая жемчужина России». Среди многочисленных экспонатов, которые представят на выставке, особое место занимают терракотовые статуэтки, служившие древнегреческим переселенцам в роли подношения богам.

Для греческого искусства характерно наивысшее развитие скульптурного мастерства. В центре внимания античных коропластов стоял человек и прежде всего гражданин полиса. Неважно, изображен ли он как герой, как

божество или как участник ритуального события. Мастера Северного Причерноморья овладели необходимыми художественными приемами скульптурного ремесла на уровне мастеров метрополии уже к IV веку до н.э.

Нередко статуэтки отражали особенности местного образа жизни, новые веяния быта. Например, во II веке до н.э. среди терракот Боспора появляется изображение всадника в стиле сарматской посадки. Именно в этот период начинается активное проникновение на Боспор сарматских племен.

Ранние следы керамического производства в Фанагории датируются VI в. до н.э. В первой половине следующего столетия в городе активно работала мастерская коропласта. В 1950-х годах в южной части Фанагории был открыт ремесленный квартал, получивший название «Керамик». В нем найдены печи, служившие для обжига керамических изделий. В ходе исследований, проведенных здесь позже в 1980-х годах, обнаружены глиняно-плетневые конструкции с очагами. В керамических мастерских изготовлялась в первую очередь тара: амфоры, кувшины, пелики, ойнохойи, килики, канфары, светильники… И конечно же терракотовые статуэтки.

Как, например, Мальчик с петухом. Этот образ традиционен для античного мира. Среди экспозиций Темрюкского историко-археологического музея аналогичная терракота также есть.

Согласно выводам археологов, начиная с III века до н.э. аналогичные статуэтки приходят на Боспор из Малой Азии. Известны различные варианты данного сюжета. Порой вместо мальчика представлена девочка, а петух заменен на гуся или утку. Нередко мастера-коропласты украшали персонаж крыльями, превращая его в Эрота или Психею. Возможно, перед нами изображение адоранта – человека, приносящего дар. Так, петух был одной из наиболее частых жертв кабирам (демонические существа малоазийского происхождения).

Кроме того, греки всех возрастов любили петушиные бои. За свою воинственность особо ценились танагрские и родосские петухи. Для повышения агрессивности, незадолго до схватки, их кормили чесноком. Бронзовые наконечники на шпорах птиц делали бои более зрелищными. Азарт подогревался высокими, иногда разорительными ставками. Но и на этом трактовка образа петуха не заканчивается. Помимо развлекательной ипостаси персонаж имел сакральное значение. Своим кукареканьем петух распугивал демонов темноты. С одной стороны, являясь солнечной птицей, он посвящался Зевсу, Аполлону и Гермесу, как вестнику богов. С другой – приносился в жертву хтоническим силам, Дионису и Персефоне. Сторожевая природа петуха сделала его атрибутом Афины. В силу своей природной плодовитости он не только изображался на бронзовых зеркалах вместе с Афродитой, но и считался любовным даром. А ночной ритуал обхода виноградника с петухом защищал лозу от холодного ветра. Вот такой интересный экспонат – Мальчик с петухом – ждет своих посетителей на выставке «Фанагория – археологическая жемчужина России».

Помимо терракотовых статуэток здесь также представят обширную коллекцию античных монет, фрагменты ионийской керамики, амфоры, керамические светильники и безусловный шедевр находок последних лет – таран корабля из флота понтийского царя Митридата Евпатора VI.